Глава 8
Саня нехотя подвёл Падлу к линии и кратко рассказал о текущем статусе ремонта. Ему совсем не хотелось этого делать, но голова была забита тревожными мыслями, и действовал он почти на автомате. Илюша, как полагается верному подчинённому, не переставал восхищаться находчивости и уму руководителя. Вскоре он отстал и полез в линию к ребятам, проводившим ремонт.
«Вот ведь блядство!» - с горечью думал Саня, направляясь в кабинет и вспоминая слова Илюши по поводу того, что это он послал главного инженера. «Теперь ещё директор вставит в понедельник за это. Можно подумать мало за что ему получать! Вон целый список кляуз наговорили. Ээээх, может и сбудется мечта Юрия Сергеевича, и станет Падла начальником…»
Саня задумался. От былой радости не осталось и следа. Эти эмоциональные качели начали порядком его утомлять. Почему нельзя просто работать и не растрачивать драгоценный ресурс на всякую ерунду? Надо что-то доказывать, играть в какие-то политические игры, оправдываться. Зачем?
Казалось, что основной принцип управления современной компанией – это не принцип эффективности и поиска потерь, а страх. Страх потерять работу, страх потерять доход, страх быть униженным начальником, страх потерять лицо перед коллегами, страх поймать чей-то презрительный взгляд. А ещё страх не выполнить показатели!
Почему некоторые руководители ставят необоснованные цели, напрочь игнорируя такой мудрый и популярный SMART? Понятно, что «сержантский запас» - это обязательный атрибут любого, уважающего себя руководителя, но почему без анализа текущей ситуации? Аргументы: «вот в таком-то городе наши конкуренты делают столько-то», «на соседнем заводе это достигли ещё в прошлом году», «в Европе на этом уровне не работает только ленивый» называются, видимо, «амбициозным планированием». Поставьте амбициозный план, пригрозите увольнением, и вы будете в шоке от результатов…
Ну а если результатов не будет, то это самая благодатная почва для таких стервятников, как Юрий Сергеевич или Падла. Ведь процесс анализа, поиска причин, оценки объективных и субъективных факторов – долог и дорог. Гораздо проще искать косяки, готовить их под соусом собственной экспертности и подавать на стол голодному до простых ответов начальству. В этом клан главного инженера был силён.
Совсем недавно таким же образом загнобили менеджера отдела снабжения. Очень хорошая была девочка. Умная, системная, с хорошим опытом и, самое главное -с большим желанием что-то изменить и наладить процессы. Саня чувствовал в ней родственную душу. Но таких, как он, оказалось немного.
Главный финансист из центрального офиса, которого между собой называли Баба Яга, нашла какой-то предоплатный контракт на один из сырьевых материалов и подняла шумиху на всю Ивановскую с кучей людей на копии. «Почему поставщик материалов на огромные объёмы возит нам по предоплате!?!?!?
Девочка очень системно и чётко отвечала:
- данная закупка исключительно на тестовую партию очень маленькой стоимости
- что поставщик этот не входит в список действующих, хотя ранее таким был, но не прошёл по тендеру
- что сейчас есть предложение на альтернативный материал, очень интересный по цене
- такой материал используют наши конкуренты
- с производством и технологами тесты согласованы
- в случае положительного заключения – основной контракт будет пост.оплатным, о чём есть зафиксированные договорённости
- поставщик надёжный, поскольку раньше работал с нашей компанией
- есть тендерная таблица и экономическое обоснование с экономией в стопятьсот тысяч
- есть проверенная СБ и бухгалтерией отчётность
- получено согласование на данный контракт от всех служб
- и в конце концов – материалы уже поставлены на завод.
Данная переписка длилась дня два. Баба Яга со своим начальством пытались задавать неудобные вопросы, подловить, обвинить в некомпетентности. Но в результате милостиво приняли аргументы и даже поблагодарили. Но осадочек остался. Больше даже в душе у той девчонке. Вскоре она написала заявление и ушла.
Саня встряхнулся. «Деминг смотрит на нас с укором.» - подумалось ему. - «Может тоже так сделать, как эта девочка?» Но он быстро взял себя в руки. Отступать Саня не привык. Да и было интересно победить своё производство и вывести его на новый уровень. Опять же перед Рыскарем было как-то стыдно.
«Ладно. Что там говорил Рыскарь? Базовые условия, смотреть сквозь проблему – в процесс…»
Но в этот момент дверь распахнулась и вбежал возбуждённый Петрович.
«Поехала!!!»
- Да ладно...!!! Правда? Вау!!! Пошли скорее на линию! – Саня подскочил и побежал из кабинета вслед за Петровичем. Грустные мысли сами собой испарились из его головы. Они подошли к линии, когда Хмурый уже поднял скорость процентов на пять-семь выше номинальной. Оборудование гудело ровно и успокаивающе. Операторы на хвосте спокойно смотрели на выходящую продукцию, ничего не откидывая – брака не было.
Вокруг в команде царило радостное возбуждение: люди улыбались, переговаривались между собой, с уважением поглядывали на Саню, окружив его со всех сторон.
- Вот это да! Вы молодец, Александр Викторович! - Падла подошёл к Сане, - такого зверя одолели. Респект!
- А что сделали то?
- Ролики загрубили по поверхности, чтобы скольжение уменьшить. Ремни теперь не скользят, и заготовку не крутит. – с готовностью отрапортовал Падла. Саня посмотрел на остальную команду. Роман Викторович многозначительно пожали плечами и отвёл глаза.
- Петрович, что скажешь? – на это раз Саня обратился адресно.
- Да, правильно говорит Илья Юрьевич. Шкуркой прошлись по поверхности, и это помогло. Я сейчас резинку найду тоненькую на клейкой основе, была где-то в слесарке, и на следующем останове обклеим. Чтобы на века. А то это ненадолго, думаю. – Петрович с благодарностью посмотрел на Саню.
- А до останова доедет?
- Должна. Но если что, мы теперь знаем – что делать!
Саня подошёл к Петровичу и в шутку его обнял. Затем обошёл всех, сказал спасибо и пожал всем руки. Илюшу старательно проигнорировал, чем, впрочем, никак его не расстроил. Последний продолжал принимать активное участие в процессе, раздавая указания и разговаривая с операторами.
Оставшийся день прошёл без приключений. Линия работала без нареканий на повышенной скорости. Единственное, что обеспокоило Саню, так это визит Аватара, который рассказал, что в цех приходил директор с Ильёй Юрьевичем. Просто постояли на пульте, а Падла что-то очень вдохновенно рассказывал. К Сане не зашли.
В ночную смену линия сделала рекордную выработку.
---------------------------------------------------
Саня сидел в кабинете и думал о том, как круто получилось решить проблему, и что будет теперь чем подсластить пилюлю на ковре у директора в понедельник. Но два вопроса не давали ему покоя:
1. Илюша-Падла
2. И что делать дальше?
Было ощущение, что теперь что-то должно измениться. Он должен жить как-то по-другому. По-новому. Но как? Ему сейчас очень не хватало Рыскаря. Словно услышав его мысли, дверь резко распахнулась и на пороге появился Аналитик. И снова в кабинете стало как-то тесно.
- Ну что? Починили? – Рыскарь был в прекрасном настроении.
- Ну ещё не до конца, но нашли больной зуб, - Саня радостно выдохнул. – Уже почти 2 смены летим почти на рекордной выработке. Больше было только, когда с итальянцами работали.
- Ничего. Скоро полетите выше, дальше, сильнее…
- Главное, чтобы не от пинка, - пошутил Саня. – А что за женщина мне штрих передавала? Ты знал, что у нас сломалось? Откуда? А как узнал, что нужно проверять? И где ты был, в конце концов?
- Дела, – уклончиво ответил гость. – Об остальном позже. Но вы молодцы! Что дальше думаешь делать? Какие выводы ты из всей этой истории для себя сделал?
- Понятно же какие! Нужно следить за базовыми условиями оборудования! – Саня был явно очень горд собой.
- Хоспаде!!! Ты так ничего и не понял! Что ж ты такой поверхностный то?!?! Я же тебя учил – смотреть сквозь проблему - в корень. Базовые условия – это да. Но базовые условия чего? Только ли оборудования? Ты же менеджер, управленец, а не оператор или слесарь на линии. Ладно… Давай по порядку: что мы с самого начала увидели в твоём королевстве?
- Не работающую линию.
- Это да. Но я не об этом. Даю подсказку – что делали ты и твои люди?
- Что делали мои люди…? – Саня задумался. – Ну сначала, когда мы на линию пришли – ничего не делали, в курилке сидели. Потом мы, то есть я, Хмурого воспитывал. Потом разборки с директором были, когда все собрались.
- Хорошо. Что, в связи со всем этим, думаешь?
- Да чёт не очень у нас настроение в коллективе. – Саня помрачнел. – И бунт этот устроили, и на линии операторы только претензии накидывают.
- Как считаешь – обоснованные претензии?
- Теперь вижу, что да. Тяжело им работать было, а мы особо в их проблемах не участвовали.
- Ну почему? Участвовали. Вы ведь пытались вопрос решить, как я понял. Проблема в том, что операторы про это ничего не знали. Так?
- Ну так. Скорее всего - так. Не знали…
- А важно, чтобы знали? – Рыскарь внимательно смотрел на Саню.
- Да. – Саня понуро кивнул. – Конечно, важно! Когда Хмурого на совещания звали, он прям светился.
- Ну всех на совещание не позовёшь. Ну да ладно. Об этом позже. Что дальше?
- Дальше мы в слесарку пошли. Там Петрович канализацией занимался. Ты его тогда ещё «лапками» назвал.
- Понимаешь почему?
- Теперь, кажется, да. Вместо того, чтобы разбираться с браком на линии – он трубку точил. То есть делал то, что ясно и понятно. И главный механик тоже в кабинете сидел - защищал его.
- А сам то? Где сидел?
Саня тяжело вздохнул. Он вспомнил свою первую встречу с Рыскарем. Он сидел за столом, отвечал на письма, делал какую-то странную методику по расчёту какого-то коэффициента для оценки эффективности ремонтов… А в это время линия, которая явно требовала ремонта, его не получала. Зато коэффициент считать научились. Стыдоба!!!
- Ладно. Не грусти! – Рыскаря стукнул Саню по плечу. – Признание проблемы – это уже 80% её решения. Итак, признаём важность проблемы, с которой боролись на линии?
- Признаём… - опять вздохнул начальник производства, уже понимая к чему всё это.
- Хорошо. Что ещё?
- Да всё, вроде бы…
- Ну конечно… С чего мы на линии начали проблему решать?
- С приведения к базовым условиям. Чистить линию начали.
- Ну и как прошло?
- Нормально. – Саня посмотрел на Рыскаря и сразу понял, что тот собирается сказать что-то нелицеприятное. – А нет, нет. Не нормально, - быстро исправился начальник производства. – Не нормально, точно! У меня ж записано даже. Фигнёй начали заниматься операторы. Со швабрами вокруг линии пыль собирать, а не узлы отмывать.
- Ну слава Богу. А то я уж начал сомневаться, что всё это имеет смысл…
- Да-да, сорри. Мы это на совещании обсудили. Операторы не знают – как чистку производить правильно и отсебятину лепят. Я ещё Аватару задачу поставил, чтобы он за неделю регламент уборки подготовил.
- Воооот – это уже совсем другое дело!!! Отлично! Начинаем подбираться к сути. – Рыскарь, казалось, был удовлетворён. – Важно иметь чистую и проинспектированную линию?
- Конечно, важно… - в отличии от Рыскаря, Сане было не очень радостно. – Я уже понял к чему ты ведёшь…
- К чему?
- Мы сейчас с ходу уже три или четыре «важно» назвали, которые по факту не важны для нас.
- Почему не важны?
- Потому что мы ими не занимались.
- Почему не занимались?
- Да фиг его знает! Потому что это сложно, не понятно, нет времени, лень… У нас лапки, одним словом.
- Да. Всё так… Производство кричит вам о своих проблемах, зовёт вас, надеется на помощь, а вы не слышите. Но уверены, что очень-очень заняты важными делами. Рой коварен! Ощущение, что проблему можно решить, не выходя из кабинета - это Заблуждение №1. Давай подведём итог. Что обо всём этом думаешь?
- Ну что? Какое-то раздолбайство вокруг, - начал Саня.
- Зато ты главный. – хитро улыбаясь, вставил Рыскарь.
- Да уж…
- Помнишь, я тебе говорил: «Смотри сквозь проблему – в процесс». У вас была проблема – повышенный уровень брака из-за того, что крутило заготовку. Что ты увидел за ней?
Продолжение следует…