Глава 10
Если человек ничего хорошего не может сказать о себе, а сказать хочется, он начинает говорить плохое о других
– Ладно, что там за новые правила игры?
- Ну что же. Новые правила игры, говоришь… Ок. Доставай свой растворимый нескафе, будем разговаривать про шоу. Show must go on! У тебя время то есть? Оперативку провёл?
- Есть. – Саня полез в тумбочку за кофе и сахаром. – У меня сейчас только на это и должно быть время. А то буду я твою науку только дома с женой применять такими темпами. Мне кажется, директор уже принял решение на мой счёт.
- Ну что ж. По крайней мере ты начинаешь понимать, как работать с Роем. Кстати, Рой – это один из инструментов Клана Застывших. Он у них на службе. Ну ты, наверное, и сам уже начал догадываться.
- Да, пожалуй. Тебе с сахаром? – Саня снял закипевший чайник.
- Два кусочка. – Рыскарь расположился в кресле поудобнее, закинул ногу в чёрных Гриндерсах на колено и начал помешивать кофе. – Так вот. Когда ты становишься начальником, у тебя появляется необходимость играть сразу на нескольких полях. Рассмотрим пока два из них – Реальность и Реалити шоу.
- Чего? Какое ещё шоу?
- Погоди. Не торопись. Понятно же, что это метафора. Когда ты специалист или рабочий, ты живёшь как бы в своём сферическом отделе в вакууме. Ты работаешь с теми инструментами, которые тебе дали. Делаешь то, что скажут. Понятно, что улучшаешь свою работу – не без этого. Автоматизируешь там что-то, таблички удобные под себя делаешь, проблемы поднимаешь, но в глобальном смысле – делаешь какой-то продукт и передаёшь его дальше по цепочке. Понятно пока?
- Понятно. Конструктора делают чертежи и отдают в производство, планирование – план, закупки – привозят материалы, логистика – обеспечивает отгрузку.
- Всё верно. Но потом случаются проблемы. Почему?
- Почему? Говори уже – у меня аж всё чешется от нетерпения…
- Потому что. Самый правильный ответ. – Рыскарь вошёл в раж. - На это может быть масса причин. Как внешних, так и внутренних. Но в целом – потому что твой продукт не нравится твоему потребителю. Клиент не доволен сроком поставки, потому что логистика не обеспечила транспорт, потому что было много отгрузок и машин не хватило, потому что производство не сделало вовремя, потому что чертежи были неправильные и пришлось переделывать, потому что конструкторам дали неверные данные и так до бесконечности. Улавливаешь?
- Кажется да.
- Что происходит, кога случается проблема? Правильно – все ругаются, ищут крайнего, обвиняют друг друга. Это и есть новая реальность руководителей. Теперь они должны работать не только внутри своих сферических отделов (назовём их пузырями), но и в пространстве между ними. Другими словами, делать так, чтобы их продукт удовлетворял потребителей. И в тоже время следить за тем, чтобы у него на входе всё было тип-топ. Чего обычно не делают исполнители: дали некачественный вход – ну штош – я же дружу с Васей, я не могу с него требовать.
- Вот точно! Зато, когда косяк случается – все про дружбу забывают.
- Почему забывают? Просто тогда уже с Васей начинают разбираться руководители. А исполнитель вроде как и не при делах. Ответственность переходит с личности на отдел. А всё потому, что между пузырями нет порядка. Серая зона.
- Понятно. Но погоди. Мы вот линию сейчас разогнали. Про оперативку много разговариваем, про то, что поведение людей изменить нужно – это лишнее что ли? Мы же внутри себя порядок наводим, а надо в серой зоне.
- Ну ты интересный… Прям логика пузыря у тебя в голове по-прежнему. Если ты линию не разгонишь, что произойдёт? Правильно – продажи отгрузить не смогут. Ещё раз повторяю – зря ты с РОПом не общаешься. Сейчас закончим – пойдём к нему отношения налаживать. К тому же – это тебе будет необходимо для второго поля твоей игры – для Реалити шоу. Помнишь я говорил, что нужно продавать будущее?
- Ага. И при чём здесь будущее? – у Саня голова кипела от всего этого.
- Картина будущего твоего директора напрямую связана с продажами. Сейчас у него в голове относительно тебя рисуются не очень хорошие перспективы. Спасибо твоим дружкам Падле и Главному инженеру. Они как раз являются прямыми участниками шоу. Продавать хорошее будущее они не умеют. Поэтому продают плохое. И ты в этой плохой картине – главный отрицательный персонаж. – Рыскарь задумчиво отпил кофе из своей кружки и замолчал.
- Ну давай – не томи уже. Расскажи, про реалити шоу.
- Прямо скажем – это не самая продуктивная часть игры. Но, к сожалению – неизбежная. Любая компания – это люди. А люди – есть люди. Обычные. Со своими плюсами и минусами. И вот эти люди и создают реалити шоу. Слышал такую мысль – «Если человек ничего хорошего не может сказать о себе, а сказать хочется, он начинает говорить плохое о других». Увы, но часто через этот принцип многие пытаются заработать себе очков.
- Знакомо.
- Тут главное успеть перейти ту грань, когда играть за твой счёт становится себе дороже. Но для этого нужно время… - Рыскарь продолжал задумчиво смотреть в одну точку.
«Даже сам Рыскарь не уверен в успехе» - успел подумать Саня, когда на него навалилось чувство какой-то безысходности. Захотелось всё бросить и прекратить бороться. И дело было не в словах Аналитика. Скорее они были последней каплей, вытекающей из сосуда Саниной энергии. Индикатор заряда тревожно мигал красным.
Казалось невероятным, что каких-то 6-8 месяцев назад мир играл яркими красками и возможностями. Сил хватало и на карьеру, и на семью, и на спорт, и на хобби. Казалось, в сутках было 72 часа, а люди доброжелательны и приветливы. На работе предложили повышение, физическая форма отличная, в семье благополучие. Всё казалось по плечу, он - король, он на вершине мира. Но потом что-то изменилось…
Где-то в глубине души Саня понимал, что мир не изменился. Изменился он сам. Он попытался вспомнить – что было иначе тогда. Почему-то в этот момент память подкинула ему фильм. Он решительно не помнил, как он называется, но хорошо помнил обстоятельства, в которых он его смотрел. Это была пятница, он пришёл домой с работы дико уставший (тогда Саня ещё не был начальником производства), в голове был только ворох проблем, не было особых желаний, семья скорее раздражала, нежели помогала. Он завалился на диван и начал пялиться в первый попавшийся сериал.
Ничего выдающегося в этом кино не было. Поэтому он и не запомнил названия. Но запомнил историю. Главная героиня находилась в крайне тяжёлой жизненной ситуации: после обеспеченной жизни оказалась на дне, без денег, в СИЗО, под давлением продажных полицейских, толкающих её на преступление для собственных целей. Вырваться из этого казалось невозможным.
Но потом наступила светлая полоса – друзья и родители героини помогли ей справится со всеми проблемами, забрали её домой, отмыли, накормили и уложили в тёплую постель в уютном отцовском доме. А утром она проснулась в залитой солнечным светом спальне полная надежд. Вся жизнь была впереди. Новая жизнь! Абсолютно свободное, ничем не омрачённое будущее!!!Всё плохое осталось в прошлом. И прошлое это было настолько ужасно, а настоящее настолько прекрасно, что Саня даже забыл о своей работе, увлёкшись сюжетом. Конечно же, по законам жанра, героиня не смогла грамотно распорядится своим окном возможностей и снова впуталась в какую-то историю. На то он и фильм. В тот вечер Саня, слегка разочарованный отсутствием хэппиэнда, пошёл спать в таком же плохом настроении, как и пришёл домой.
На утро он проснулся раньше всех в залитой солнечным светом спальне и сразу вспомнил сцену из фильма. Аналогия была настолько явной, что это даже пугало. Он сел на кровать и задумался. История той героини снова всплыла в памяти. Он чувствовал с ней какое-то родство. Особенно в моменте. Он вдруг понял, что эта солнечная спальня для него, как и для героини, являлась как бы перекрёстком судьбы. Ему нужно было сделать выбор – как жить дальше: либо просрать данный ему шанс и дать прошлому себя победить, либо что-то изменить.
Конечно, проблемы Сани были не сравнимы с проблемами героини. Тяжёлая работа, много задач, нет результатов, начальник мудак, куча проблем и т.д. Никаких тебе СИЗО и плохих полицейских. Но это было не важно. Важно было не просрать шанс.
Саня даже не понимал – о каком шансе он думал. По сути, в его жизни ничего не изменилось. Но шанс точно был. Он это чувствовал также чётко, как тепло солнечных лучей на своём лице. Саня ещё раз начал вспоминать своё «ужасное» прошлое. Что в нём плохого? Он мысленно перебирал все свои тревоги. Потом встал, вышел из комнаты и взял листок бумаги с ручкой. Начал пункт за пунктом переписывать всё то, что было у него в голове. На двадцатом пункте он понял, что пишет только про работу.
«А не много ли чести этой сфере моей жизни» - подумал Саня. И сразу по той лёгкости, которая появилась на душе, понял, что он попал в точку. Тут же в голову пришла какая-то история, которую рассказывала ему жена, увлекающаяся психологией. Он тогда с усмешкой почти пропустил её мимо ушей, но теперь она была очень к месту. Речь шла о том, что жизнь – это сосуд, и нужно было разлить жидкость из этого сосуда в стаканы работы, здоровья, семьи, увлечений и так далее. Он понял, что никаких других стаканов, кроме работы, у него попросту нет. Тогда он взял другой листок и начал писать пункты о том, как он будет заполнять другие стаканы.
Почему он про это забыл? Саня сидел в кабинете с Рыскарем и вспоминал то, как он начал налаживать питание, пошёл в зал, разговаривал подолгу с женой вечерами, начал раньше ложиться спать. И как-то всё начало налаживаться – и работа, и дом, и здоровье. А потом ему предложили возглавить производство. Прямо карьерный взлёт. То, чего он так хотел и жаждал…
Но сейчас всё снова начало рушиться. Он глядел на себя и с горечью призгавал, что спорта в его жизни давно уже нет, питание стало фастфудным, в семье больше нет былой близости. Нет, конечно, он пытался всё это вернуть в течении этого времени. Но почему-то все попытки терпели фиаско. Снова других стаканов, кроме работы, на его столе не было. И ладно бы это давало результат! Эээх…
Саня тяжело вздохнул и поднял глаза на Рыскаря.
- Что делать то?
- Говорю же – продавать будущее твоему директору, чтобы выиграть время. – ответил Рыскарь. – Но сначала что-то нужно сделать с твоей уверенностью. С таким побитым видом ты слона не продашь…
- А при чём здесь моя уверенность? – устало спросил Саня. – Факты играют ключевую роль, а не всякие там внутренние качества. А факты пока не в мою пользу, к сожалению…
- Факты играют ключевую роль, когда ты играешь на первом поле. С процессами, с проблемами, с входами и выходами твоего пузыря, так сказать. И здесь ты на 100% прав! Но когда ты на поле реалити шоу – факты уже не имеют решающего значения. На первый план выходят мелочи.
- Чего? – Саня ничего не понимал, но беседа снова начала его захватывать.
- Знаешь, как говорят? «Детали не имеют решающего значения. Детали решают всё».
«Дьявол кроется в деталях». «Внимание к мелочам рождает совершенство, а вот совершенство уже не мелочь». «Легче увернуться от слона, чем от мухи» … - Рыскарь набрал в грудь побольше воздуха, собираясь продолжить поток мудрых изречений.
- Понял-понял. – Саня решил, что с него уже достаточно народного фольклора. – Как это относится к моей ситуации?
- Как-как? Напрямую. Я же говорил – на позиции руководителя ты сразу начинаешь быть под прицелом «маленьких» людей. В твоём царстве – огромный ворох проблем – от мала до велика. Тот самый Рой. «Маленькие» люди выхватывают какую-то деталь и начинают формировать эмоциональный фон, основываясь на ней. Негативный эмоциональный фон, как ты понимаешь.
- Зачем? Зачем они это делают?
- Потому что они «маленькие». В Китае говорят – «мелкая вода шумлива». К сожалению, это в природе человека. Люди могут даже ничего не иметь против тебя, но они хотят получить авторитет и репутацию. Они понимают, что для этого нужно усердно работать и прикладывать все силы. Но это долго и сложно. Ты не понаслышке знаешь, что результат занимает время. А они не хотят его тратить. Им проще выехать за счёт тебя. Вот они и устраивают шоу.
Саня задумался.
- То есть, когда ты говорил, что нужно время – ты говорил о времени, которое необходимо для достижения результата?
- Точно. Когда у тебя есть результат – ты становишься для них недосягаемым. Они не имеют смелости идти против хищника. Против «Альфы». Поэтому сейчас у тебя не остаётся выбора, кроме как участвовать в шоу. Иначе времени для результата у тебя не будет.
- Как участвовать? Что я должен делать? – Сане стало немного жутко, но почему-то очень интересно и азартно.
- О! Удивительно! Я думал, ты сейчас начнёшь говорить: «Выбор есть всегда. Я лучше уволюсь», «Я не буду опускаться до их уровня», «Я не такой», «Пусть меня оценивают по моим делам и заслугам». А ты ничего… Боец! – Рыскарь уважительно кивнул.
- Честно сказать, был такой позыв. Но альтернативой является только поиск другой работы. А её у меня пока нет. Да и не факт, что там будет иначе. Да и интересно очень.
- Разумно. Ты прав. Это явление есть везде, но с разным уровнем интенсивности. Так что другая работа может стать выходом, но только после того, когда будут варианты. Итак, что думаешь делать, после всего услышанного?
- Находить какие-то мелкие проблемы у этих «маленьких» людей и создавать негативный фон вокруг них!
- Блядь. Только я начал думать, что ты сообразительный. – Рыскарь недовольно отпил из своей чашки и с укором посмотрел на Саню. – Ты не в том положении, чтобы атаковать. Как ты не понимаешь? Ты не слышал всё, что я говорил до этого?
- О чём ты? Слышал, конечно. – начал защищаться Саня, мучительно пытаясь вспомнить прошлую беседу. – Ты просто много чего говорил…
- И что ты слышал?
- Нужно продавать будущее своему директору. – нашёлся Саня.
- Ну ладно. Вроде не безнадёжный. И какое в голове твоего босса нарисуется будущее, когда ему уже в одном отделе нарисовали жопу, а руководитель этого отдела начинает рассказывать, что в других отделах такая же жопа или ещё хуже?
- Безрадостное, полагаю.
- Конечно, безрадостное. Ты не можешь использовать инструменты Клана Застывших. Они уже эту позицию заняли. Любые попытки сделать тоже самое в их адрес мультиплицируют негативный фон вокруг тебя. Понимаешь?
- Кажется да…
- Ну и что нам остаётся, как думаешь?
- Обороняться?
- Что-то мы перешли на военную терминологию. – улыбнулся Рыскарь. – Но да. Можно сказать и так. Тебе нужно создавать положительный эмоциональный фон вокруг своего отдела. И твой фон должен оказаться сильнее, чем фон Падлы. Как раз для этого тебе нужны детали и образ светлого будущего.
- А уверенность? Ты говорил уверенность нужна ещё. Зачем?
- Трус притворился храбрым на войне,
Поскольку трусам спуску не давали.
Он, бледный, в бой катился на броне,
Он вяло балагурил на привале.
Его всего крутило и трясло,
Когда мы попадали под бомбежку.
Но страх скрывал он тщательно и зло
И своего добился понемножку.
И так вошел он в роль, что наконец
Стал храбрецом, почти уже природным.
Неплохо бы, чтоб, скажем, и подлец
Навечно притворился благородным.
Скрывая подлость, день бы ото дня
Такое же выказывал упорство.
Во всем другом естественность ценя,
Приветствую подобное притворство!
Рыскарь, довольный собой, продекламировал стихотворение, допил кофе и поставил чашку на стол.
- Хочешь быть Альфой? Вот тогда сначала научись им притворяться. Но давай по порядку…
Продолжение следует…